ВЫКРОЙКИ В PDF
ЛЕКАЛА ОДЕЖДЫ ПО ГОСТ ИЛИ ТЕХ.ЗАДАНИЮ
ГРАДАЦИЯ РАЗМЕРОВ И РОСТОВ
ЗАКАЗАТЬ ЛЕКАЛА И ВЫКРОЙКИ
ПО ФОТОГРАФИИ, ЭСКИЗУ, ОБРАЗЦУ
1-2 РАБОЧИХ ДНЯ.
ПЕЧАТЬ ЛЕКАЛ И ВЫКРОЕК
КОНВЕРТАЦИЯ В ФОРМАТ
PDF, CDR, PLO, PLT. ОЦИФРОВКА
СОПРОВОЖДЕНИЕ
БЕСПЛАТНЫЕ КОРРЕКТИВЫ
В ТЕЧЕНИИ 30-ТИ ДНЕЙ. КОНСУЛЬТАЦИЯ

МЕТОДИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ.

Вопросы качества одежды сегодня ни кого не обходят стороной. Как покупатели мы предъявляем к одежде следующие требования: удобство, доступность, соответствие моде, качество.

изображениеКак производители мы – предугадываем, создаем, предлагаем и продаем одежду. Но, даже не смотря на обилие готовой одежды  в магазинах, покупатели с типовым телосложением, а так же обладатели нестандартной фигуры, все чаще отдают предпочтение  одежде выполненной  на  заказ у опытного мастера или в ателье. Так же  многие  самостоятельно осваивают технику кройки и шитья для исполнения качественного авторского замысла.

Не секрет что изготовление одежды как в условиях массового, так и в условиях индивидуального пошива требует  знаний основных специальных дисциплин  таких как: Конструирование, моделирование, технология швейного производства, материаловедение и художественное проектирование одежды.

И так  поговорим о конструировании, а так же о методиках конструирования одежды.

 

Немного истории или как все начиналось.

Появление начальных этапов конструирования, связано с появлением кроеной одежды. Слово «кроить» (франц. tailler) — в переводе означает делать по росту и по мерке.

История развития формы и конструкции одежды условно разделена на два направления:

  • эволюционный рост вместе с развитием самого человека и общества.
  • развитие формы и конструкции одежды под влиянием моды.

Процесс развития одежды сопровождается накоплением опыта, типизацией покроев, закреплением отдельных элементов  конструкции и видоизменением одежды в соответствии с условиями жизни, такими как  материально-техническая  база и общая культура. 

Сегодня, когда САПР (системы автоматизированного проектирования) стали реальностью,  нам полезно вспомнить , какие методики конструирования мы имели в конце прошлого века, как они развивались  и почему нас ждет не меньшее разнообразие компьютерных технологий.

Что собой представляют методики конструирования и системы кроя? Как они появились и каково их развитие сегодня?

История швейной промышленности насчитывает множество  методик конструирования. Большое  их многообразие объясняется  отсутствием единого принципа конструирования. И по сути, каждая методика конструирования в  то время представляет собой отражение практического опыта автора в виде рекомендаций по техническим приемам конструирования или построения  лекал, а так же  по применению взаимосвязей в расположении отдельных конструктивных точек и линий на чертеже, которые заметил  и проанализировал он сам. При этом, создатели подобных методик конструирования, не раскрывали логического смысла построений и расчетов, а предлагали готовые решения для изготовления выкроек определенного вида одежды.

Основная задача конструирования одежды – это  разработка чертежей деталей для  типовой или индивидуальной фигуры. Поэтому каждая методика конструирования одежды включает в себя:

  • информацию о фигуре человека или готовом изделии, (размерные признаки, табель мер)
  • методы обработки полученной информации в виде технических расчетов и формул, (с помощью этих формул  устанавливаются размеры конструктивных участков  и узлов деталей одежды)
  • Способы геометрического построения и членения конструкции одежды.

 При этом, можно сказать,  что каждая методика конструирования учитывает особенности телосложения, покрой  а так же способы технологической обработки, и в конечном итоге эти данные формируют постоянную систему внутренней информации, присущую каждой методике.

Существующие методики конструирования  по точности получаемых результатов можно разделить условно на две группы: (см. таблица 1)

Основы конструирования одежды. таблица 1

 

 

Наиболее широко применимые  методики конструирования, с которыми знакомо большинство портных и конструкторов – это приближенные методики. Итак,  подробнее рассмотрим  каждый метод  из группы приближенных методик конструирования. Следует отметить, что их точность не может быть выше точности исходных измерений. Следовательно, чем больше у конструктора имеется информации о фигуре человека, тем точнее построенная им конструкция.

Муляжный метод конструирования

Муляжный метод появился много веков назад, но, тем не менее, он  не утратил своей актуальности и сегодня. Создание одежды в соответствии с художественным замыслом, с использованием  данной методики конструирования  осуществляется путем макетирования (муляжирования) материала для  изделия непосредственно  на фигуре человека или на манекене. Экспериментальный путь методики  «мягкой скульптуры» позволяет достаточно полно учитывать анатомические особенности фигуры человека и способность ткани к формообразованию. Однако муляжная методика конструирования это достаточно «затратный» способ, поскольку приходится работать с целым куском ткани, постепенно отрезая все лишнее в процессе работы, так же увеличивается количество примерок. На первый взгляд  это простая и доступная методика, однако,  она  требует от специалиста развитого художественного вкуса, а так же большого профессионального мастерства. Даже наличие высокой квалификации использования муляжной методики конструирования, не является гарантией получения точных  разверток деталей одежды. Поэтому многочисленные последующие корректировки модели в процессе работы, неизбежны.  Для того что бы окончательно уточнить первичные развертки  деталей,  необходимо изготовить и примерить несколько экспериментальных образцов.

 В чистом виде муляжная  методика сегодня применяется довольно редко, появление  САПР и возможностей оцифровки лекал вдохнуло новую жизнь в разработку одежды при помощи муляжа, и сегодня наиболее успешно муляжная методика конструирования работает в сочетании с применением САПР, если говорить о массовом производстве. При создании новых форм одежды и ее индивидуальном изготовлении без применения муляжного метода просто не обойтись в частности каждая примерка и подгонка на фигуру  требует навыков владения муляжным методом.

Знать возможности муляжной методики  и уметь работатьнепосредственно с материалом необходимо каждому конструктору. Длительное и достаточно успешное владение муляжированием  позволяет считать его универсальным способом творческого поиска в области моделирования, а так же  методом решения ряда практических задач в области конструирования одежды для индивидуального и массового производства.

Расчетно-графические методики конструирования

Формирование расчетно-графических методик  конструирования одежды началось в конце 18 — начале 19 вв. Постепенно квалифицированные  закройщики, обобщив свой опыт многократно повторяющейся работы, стали применять несложные расчеты и графические построения для предварительной разработки чертежей кроя. Известно несколько десятков разновидностей расчетно-графических методик.

 Лондонский закройщик Мишель изобрел систему кроя, получившую название Дриттель в 1800году. Он делил половину обхвата груди на три части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда) затем в каждом прямоугольнике со стороной 1/3 Сг проводил графические построения разверток приближенных к деталям  одежды. Такой метод позволял создавать покрои одежды для различных размеров. Пожалуй, это была первая методика конструирования  « базисной сетки» для построений чертежа конструкции одежды.

 На базе метода Дриттель в дальнейшем появляется новая методика  кроя — клеточная. В данной методике  прямоугольник дополнительно разбивали еще на 6 частей и выделяли 18 маленьких клеток вверху и 2 больших внизу, за счет чего более  подробно фиксировалась форма деталей кроя при масштабировании по размерам.

Новый виток в развитии  масштабной методики конструирования  образовался с появлением во Франции метрической  системы, фигуру человека стали измерять сантиметровой лентой.  В этот период  была введена разработанная  Компейном сантиметровая система кройки. Он  принял 48 размер за основной и пропорционально, увеличивал или уменьшал,  данные  всех остальных фигур. Чертежи конструкции строились с помощью масштабной ленты с ценой деления 1/48 от Сг конкретной фигуры. Таким образом, цена деления была пропорциональна размеру фигуры. Но эта методика конструирования не учитывала размеров других участков фигуры, например по высоте, длина спинки и полочки до талии, глубина проймы и т.д.

 Различные варианты масштабной методики  конструирования просуществовали достаточно долго, они так же  улучшались различными авторами, но, не смотря на усовершенствования, они давали более или менее приемлемые результаты только для условно-нормальных фигур. А для фигур с отклонениями изготовление чертежей и выкроек  требовало многочисленных примерок. 

В 1840 г. Г.А. Мюллер создал так называемую тригонометрическую методику конструирования. Автор этой системы  учитывал, что фигура человека представляет собой сложную поверхность, и  применил принцип сферической тригонометрии для измерения фигуры, а построение чертежей разверток выполняли с помощью дуговых засечек по трем сторонам треугольников. Вершинами треугольников послужили  узловые точки конструкции, а сторонами — измерения фигуры человека.  

Популярными методиками конструирования в России стали, так называемая координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа. Эти методики не требовали сложных расчетов. Они предусматривали построение чертежа в прямоугольной системе координат, по отдельным точкам, найденным путем геометрического построения. Значительная простота таких методик конструирования выгодно выделяла их, на фоне  ранее применимых.  Хотя,  они только фиксировали замеченные на практике известные зависимости во взаимном расположении различных точек и давали технические приемы построения чертежа, но они не  увязывали чертеж со строением тела человека.  В 1900 — 1905 гг. М.Ф.Метузалом была введена в практику русская координатная система конструирования. В основу этой методики конструирования был положен более детальный учет строения тела человека.

 С появлением  массового  производства одежды, потребовались  новые  подходы  к методикам конструирования, так как снятие мерок с заказчика в условиях массового производства стало невозможным. Измерения конкретной фигуры стали заменять расчетами на основе пропорциональных зависимостей исходя из значений  ведущих размерных признаков — обхвата груди и роста. Это привело к появлению разновидностей координатных систем и методик конструирования — расчетно-мерочной и пропорционально-расчетной.

В основу этих методик  положена мысль, что фигуры людей одинакового размера и роста можно принять как условно-нормальные и в принципе считать «одинаковыми». Здесь пригодились  известные издавна каноны строения человеческого тела, поэтому, ни у кого не вызывали сомнений,  пропорциональные зависимости расчетных мерок от ведущих размерных признаков. И хотя каждый автор давал свое определение условно-нормальной фигуры, подобная методика конструирования одежды оказалась  и удобной, и полезной, а так же позволяла гармонично членить форму изделия, применять принцип параллельной градации по размерам, ростам.

Исследуя расчетно-графические методики конструирования, нельзя обойти стороной  пропорционально-расчетную  методику, которая   имеет множество  разновидностей и развивает предшествующие системы кроя. Она совершенствовалась в направлении изучения строения тела человека, нахождении более правильного членения деталей и узлов изделия. 

 

Большой вклад в совершенствование пропорционально-расчетной методики конструирования одежды внесли С.Н.Коротков, М.В.Ручкин, Ф.А.Постников, Г.А. Самаров, А.И.Черемных, Н.И Царев  

В 1956 г. на основе передового опыта ряда Домов моделей была создана типовая методика конструирования мужской верхней одежды. Она предусматривала  построение конструкций применительно к силуэту и покрою. Отличительной особенностью этой методики является выделение трех типов телосложения и установления соотношения размерных признаков фигур.

Существенных отличий в расчетах и технике построения от  рассмотренных систем данная методика конструирования  не имеет.

 С 1959 г. ЦНИИШП проводит  работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды. Опыт говорил о том что , что методы построения чертежей конструкций этих изделий практически одинаковы, меняется только сам человек, как объект конструирования. В основу единой методики конструирования  был положен расчетно-аналитический метод, согласно которому  чертежи конструкции строят путем геометрических разверток со сглаженным контуром фигуры человека, а так же  с припусками на свободное облегание и декоративное оформление. В основу размерных характеристик фигуры положены таблицы измерений, полученных на базе множественных антропологических измерений с корректировкой на толщину белья. Расчетно-аналитический методика конструирования , предусматривает единый подход к конструированию мужской, женской и детской одежды. Структура основных расчетных формул его остается неизменной, изменяются лишь некоторые параметры. Расчетные формулы построены на основе зависимой  связи между размерными признаками тела человека и размерами одежды. 

Определенный прогресс в развитии расчетно-графических методов стал возможен с  появлением научно обоснованных данных размерной типологии населения для целей конструирования одежды. Расчетно-графические методики конструирования широкое распространение в силу элементарности своих расчетов и простоты графических построений. Но при всем их разнообразии  эти методики  представляют собой некий «универсальный рецепт» для построения конструкции основных деталей одежды определенного вида, покроя и силуэта, применимых к определенному направлению моды и технологии изготовления.

 В дальнейшем была разработана новая методика конструирования одежды, так называемая   ЕМКО СЭВ, которая обобщила  опыт конструирования стран-участниц бывшего СЭВ. Охарактеризовать  достижения данной  методики  можно следующим образом:  она  унифицировала  расчеты, детализировала  и классифицировала припуски, ввела  новые методы графического построения отдельных узлов  и усложнила  методику конструирования, однако нельзя сказать, что сделала ее лучше предыдущих методик конструирования.  В обычной практике конструирования она скорее служит общим языком для передачи информации, чем инструментом каждодневного пользования. Однако методика конструирования ЕМКО СЭВ изначально планировалась использоваться при взаимодействии с ЭВМ, и конечно же появление ЭВМ и возникновения САПР частично снимает проблему  сложных узлов и такая подробная детализация становится вполне оправданной. Таким  образом  методика конструирования ЕМКО СЭВ  служит достойной теоретической и практической платформой  позволяющей создавать собственные варианты методик конструирования одежды , дополняя и совершенствуя то, что было сделано.

 Геометрический метод

Данную методику конструирования одежды еще называют «вторая кожа». Дело в том, что в качестве основы используется  развертка  поверхностей фигуры человека  или манекена с дальнейшим  построением  разверток  конструкций  основных деталей одежды.

Для построения разверток поверхности используют принцип, метода  триангуляции - это общий метод  построения разверток криволинейных поверхностей. При этом поверхность, которую необходимо развернуть  разбивают на крупные треугольники,  и условно принимают их   за развертываемые. По ним строят развертки поверхности на плоскости, а потом разрабатывают шаблоны, которые представляют собой специальные  приближенные развертки поверхности определенной  фигуры человека или манекена. Далее, работа ведется  в  соответствии с эскизом модели. Контуры шаблонов переоформляют лекальными линиями с учетом распределения припусков, положения линий членения,  а так же  декоративно-конструктивных элементов.

Геометрическая  методика конструирования одежды  считается  менее трудоемкой  по сравнению с расчетно-графическими методиками , но она  не позволяет учитывать одевающую способность материала, а соответственно проектирование  необходимой технологической обработки будет затруднено.

На сегодняшний день  в «вооружении» конструктора множество методик конструирования одежды, а так же САПР  позволяющие развивать и усовершенствовать каждую методику, в зависимости от того какой отдает предпочтение конструктор. Так же с появлением систем автоматизированного проектирования  появилась возможность слияния нескольких методик конструирования для получения наиболее точных конструкций, а следовательно  эффективных результатов.